ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭМАЛЕЙ
ПОЯВЛЕНИЕ
АВТОМОБИЛЯ
|
Для покраски первых автомобилей были использованы эмали, применявшиеся для покраски зданий и других декоративных работ.
Основа: натуральные продукты растительного происхождения — лен, минерального происхождения – цинк.
|
ПО ОКОНЧАНИИ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
Целлюлозные эмали.
Основа: продукт дисцилляции древесины (целлюлоза). Особенности: слабая наполнительная способность, слабый блеск, значительное пожелтение.
|
С 1935 ГОДА
|
Синтетические эмали (глицерофталевые масла).
Основа: нефтепродукты, кислоты, спирты. Преимущества: повышены наполнительная способность и блеск.
|
ПОСЛЕ ВТОРОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
Акриловые эмали (термопластичные и термостойкие).
Основа: искусственная. Преимущества: отсутствие общего пожелтения Особенности: слабая наполнительная способность у термопластичных.
|
С 1970 ДО НАШИХ ДО
НАШИХ ДНЕЙ |
Полиуретановые эмали.
Основа: химическая реакция двух элементов, один из которых — смола, а другой – изоциан отвердителя. Преимущества: повышены наполнительная способность и блеск. Особенности: для нанесения двухкомпонентных материалов необходимо использование покрасочных камер. Необходимость обеспечения температуры сушки 120’С — для термостойких.
|
КАК СОХНЕТ ПОКРОВНАЯ ЭМАЛЬ
СУШКА
ИСПАРЕНИЕМ
|
Сушка данного типа происходит исключительно за счет испарения растворителей и
разбавителей. Никакой химической реакции в лакокрасочном покрытии не происходит. Пример: эмали на основе целлюлозы. Сушка будет протекать быстрее, если быстрее испарится растворитель. Чтобы изменить время сушки необходимо влиять на растворитель: — применять более медленный — для замедления сушки, — применять более быстрый — для ускорения сушки.
|
СУШКА
ОКИСЛЕНИЕМ
|
В этом случае молекулы смол устанавливают связи с молекулами кислорода,
находящегося в воздухе. Эта реакция ускоряется присутствием сиккатива в эмали. Сушка будет тем более скорой, чем более активным будет сиккатив. Пример: глицерофталевые эмали, алкидные эмали.
|
СЛОЖНАЯ
СУШКА
|
Молекулы смолы реагируют внутри слоя эмали с молекулами отвердителя (чаще
всего на изоциановой основе). Пример: полиуретановые эмали. Для ускорения или замедления процесса сушки возможно: — применять более медленный растворитель — для замедления, — применять более быстрый растворитель или катализатор отвердителя — для ускорения.
|
На практике происходит сочетание различных способов сушки; например, сушка испарением и сложная сушка (сочетание действия температуры и химической реакции).
ФУНКЦИИ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ
ЗАЩИТНАЯ
|
Обший слой лакокрасочного покрытия должен обеспечивать надежную защиту металла от коррозии, от воздействия химически агрессивных сред.
|
ДЕКОРАТИВНАЯ
|
Поверхность должная быть привлекательной с эстетической точки зрения. Это достигается благодаря применению различных цветовых эффектов (одноцветные, металлизированные, перламутровые покрытия).
|
Состав эмалей
1. Связующий материал или смола.
|
Применение связующего материала (смол) обеспечивает необходимую прочность лакокрасочного покрытия, его эластичность и блеск. Он определяет природу эмали (нитроцеллюлозные, глицерофталевые, акриловые).
|
2. Пигменты
|
Являются сухими красящими веществами, состоят из очень мелких частиц, находящихся в связующем веществе во взвешенном состоянии. Они дают цвет.
Существуют четыре вида пигментов: — минеральные натурального происхождения; — органического происхождения, в большинстве – на основе угольных смол; — пигменты типа «металлик», полученные путем измельчения металлов (например алюминия); — пигменты типа «перламутр», состоящих из частиц, покрытых окислами титана.
|
3. Растворители
|
Бесцветные жидкости с различной степенью испаряемости нефтяного происхождения.
Служат для растворения смол, придания материалам большей текучести.
|
Эмали естественной сушки
Характеристики лакокрасочного покрытия (в том числе — ремонтного) должна соответствовать техническому заданию производителя автомобиля (автобуса и т.д.), которое, в свою очередь определяется на основе многочисленных тестов и испытаний.
ПРИМЕРЫ ИСПЫТАНИЙ:
— сопротивление попаданию гравия;
— сопротивление удару;
— сопротивление на изгиб;
— поведение в солевой среде;
— устойчивость к ультрафиолетовому излучению;
— адгезия к различным видам поверхностей (сталь, гальванизированные оцинкованные покрытия, алюминий, композитные материалы и т.д.);
— адгезия различных слоев продукции и т.п.
Производитель автоэмалей проводит указанные тесты для всей гаммы своей продукции.
Технология конвейерной обработки металла
1. Очистка
|
от следов загрязнений в результате хранения, штамповки, и т.д. — мойка в растворе каустической соды.
|
2. Фосфатация
|
— фосфатация в цинке;
— гальванизация; — электрооцинковка. |
.3. Обработка
металла
|
Цель: удаление солей известняков, ликвидация пористости слоя фосфатирования,
усиление адгезии последующих слоев. Обработка хромом в специальных ваннах, в водных растворах.
|
4. Антикоррозийная
защита
|
Цель: защита металла от проникновения к нему влаги. Катафорез посредством погружения.
Толщина слоя – 15 µ. Сушка – 180°С
|
5. Нанесение
грунтов
|
Цель: устранение недостатков поверхности.
Нанесение пневматическое, роботами или в электростатическом поле. Толщина – 35 µ. Сушка – 140°С.
|
6. Нанесение
эмалей
|
Цель: придание внешнего вида и защита от химических воздействий окружающей среды. Нанесение : пневматическое, роботами или вручную Толщина-от 35 до60р. Сушка-120°С Общая толщина покрытия: около В5р — для акриловых эмалей, 10-25µ -для эмалей под лаком.
|