ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭМАЛЕЙ

ПОЯВЛЕНИЕ                                                      

АВТОМОБИЛЯ

 

Для покраски первых автомобилей были использованы эмали, применявшиеся для покраски       зданий  и  других декоративных работ.

Основа: натуральные продукты растительного  происхождения — лен, минерального происхождения – цинк.

 

ПО ОКОНЧАНИИ

 ПЕРВОЙ

  МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

Целлюлозные эмали.

Основа:  продукт дисцилляции древесины (целлюлоза).

Особенности:  слабая наполнительная  способность, слабый блеск,  значительное     пожелтение.

 

С 1935 ГОДА

 

Синтетические эмали (глицерофталевые масла).

Основа:  нефтепродукты, кислоты, спирты.

Преимущества:  повышены наполнительная способность и блеск.
Особенности:  слабая долговечность покрытия, длительное время сушки.

 

ПОСЛЕ ВТОРОЙ

МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

Акриловые эмали (термопластичные и термостойкие).

Основа: искусственная.

Преимущества: отсутствие общего пожелтения

Особенности: слабая наполнительная способность у термопластичных.

 

С 1970 ДО НАШИХ ДО

НАШИХ ДНЕЙ

Полиуретановые эмали.

Основа: химическая реакция двух элементов, один из которых — смола, а другой –

изоциан отвердителя.

Преимущества:  повышены наполнительная способность и блеск.

Особенности:  для нанесения двухкомпонентных материалов необходимо

использование покрасочных камер.

Необходимость обеспечения температуры сушки 120’С — для термостойких.

 

КАК СОХНЕТ ПОКРОВНАЯ ЭМАЛЬ

СУШКА

ИСПАРЕНИЕМ

 

Сушка данного типа происходит исключительно за счет испарения растворителей и

разбавителей. Никакой химической реакции в лакокрасочном покрытии не

происходит.  Пример: эмали на основе целлюлозы.

Сушка будет протекать быстрее, если быстрее испарится растворитель.  Чтобы

изменить время сушки необходимо влиять на растворитель:

—           применять более медленный — для замедления сушки,

—           применять более быстрый — для ускорения сушки.

 

СУШКА

ОКИСЛЕНИЕМ

 

В этом случае молекулы смол устанавливают связи с молекулами кислорода,

находящегося в воздухе.  Эта реакция ускоряется присутствием сиккатива в эмали.

Сушка будет тем более скорой, чем более активным будет сиккатив.

Пример: глицерофталевые эмали, алкидные эмали.

 

СЛОЖНАЯ

СУШКА

 

Молекулы смолы реагируют внутри слоя эмали с молекулами отвердителя (чаще

всего на изоциановой основе).

Пример:  полиуретановые эмали.

Для ускорения или замедления процесса сушки возможно:

—  применять более медленный растворитель — для замедления,

— применять более быстрый растворитель или катализатор отвердителя  —  для  ускорения.

 

На   практике происходит    сочетание различных способов сушки; например, сушка испарением   и     сложная   сушка  (сочетание  действия температуры и химической реакции).

 

ФУНКЦИИ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

 

ЗАЩИТНАЯ

 

Обший слой лакокрасочного покрытия должен обеспечивать надежную защиту  металла от коррозии, от воздействия химически агрессивных сред.

 

ДЕКОРАТИВНАЯ

 

Поверхность должная быть привлекательной с эстетической точки зрения. Это достигается благодаря применению различных цветовых эффектов (одноцветные, металлизированные, перламутровые покрытия).

 

Состав  эмалей

 

1.   Связующий

материал или

смола.

 

Применение связующего материала (смол)  обеспечивает необходимую прочность  лакокрасочного покрытия, его эластичность и блеск.  Он определяет природу эмали (нитроцеллюлозные, глицерофталевые, акриловые).

 

2.   Пигменты

 

Являются сухими красящими веществами, состоят из очень мелких частиц, находящихся в связующем веществе во взвешенном состоянии. Они дают цвет.

 

Существуют четыре вида пигментов:

— минеральные натурального происхождения;

— органического происхождения,  в большинстве – на основе угольных смол;

— пигменты типа «металлик», полученные путем измельчения металлов (например     алюминия);

— пигменты типа «перламутр», состоящих из частиц, покрытых окислами титана.

 

3.   Растворители

 

Бесцветные жидкости с различной степенью испаряемости нефтяного происхождения.

Служат для растворения смол, придания материалам большей текучести.

 

Эмали естественной сушки

Характеристики лакокрасочного покрытия (в том числе — ремонтного) должна соответствовать техническому заданию производителя автомобиля (автобуса и т.д.), которое, в свою очередь            определяется на основе  многочисленных тестов и испытаний.

ПРИМЕРЫ ИСПЫТАНИЙ:

—           сопротивление попаданию гравия;

—           сопротивление удару;

—           сопротивление на изгиб;

—           поведение в солевой среде;

—           устойчивость к ультрафиолетовому излучению;

—    адгезия к различным видам поверхностей (сталь, гальванизированные        оцинкованные покрытия, алюминий, композитные материалы и т.д.);

—           адгезия различных слоев продукции и т.п.

Производитель автоэмалей проводит указанные тесты для всей гаммы своей продукции.

 

Технология конвейерной обработки металла

 

1. Очистка

 

от следов загрязнений в результате хранения, штамповки, и т.д. — мойка в растворе  каустической соды.

 

2.  Фосфатация

 

—   фосфатация в цинке;

—   гальванизация;

—   электрооцинковка.

.3. Обработка                        

     металла

 

Цель:  удаление солей известняков, ликвидация пористости слоя фосфатирования,

усиление адгезии последующих слоев.  Обработка хромом в специальных ваннах, в водных растворах.

 

4.  Антикоррозийная

       защита

 

Цель: защита металла от проникновения к нему влаги. Катафорез посредством погружения.

Толщина слоя – 15 µ.

Сушка – 180°С

 

5.  Нанесение

грунтов

 

Цель: устранение недостатков поверхности.

Нанесение пневматическое, роботами или в электростатическом поле.

Толщина – 35 µ. Сушка – 140°С.

 

6.  Нанесение

        эмалей

 

Цель:   придание внешнего вида и  защита от химических воздействий окружающей среды.
Нанесение :  пневматическое, роботами или вручную

Толщина-от 35 до60р. Сушка-120°С

Общая толщина покрытия: около В5р — для акриловых эмалей,   10-25µ  -для эмалей под лаком.